БРЕСТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР
МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
«ТОНУС»

МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

МЕТОДЫ ИНТЕНСИВНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языка, нижней челюсти, мягкого неба, голосовым связкам.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. В процессе занятий артикуляционной гимнастикой формируются правильные, полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произношения звуков.

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.

Терапия средствами изобразительного творчества в рамках центра представлена групповыми занятиями для детей старше 5 лет.

Посредством невербальной экспрессии, преобразующейся в художественное изображение, ребенок учиться познавать свой внутренний мир, раскрывать грани своего «Я», общаться со сверстниками. На занятиях царит атмосфера игры и творчества.

Уникальность таких процедур заключается в отсутствии каких-либо противопоказаний (отсутствие навыков рисования также не является препятствием), способствует развитию детской фантазии, помогает преодолеть страх самовыражения в группе других детей.

Занятие назначается детям старше 3-х лет.

Основные задачи занятия направлены на развитие у детей ручной моторики и мелкой моторики пальцев рук.

Дети учатся выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию с речевым сопровождением. На занятиях формируются умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по словесной инструкции. Дети учатся захватывать мелкие предметы и опускать их в сосуд, нанизывать на шнурок или иголку, составлять различные узоры по образцу из крупной и мелкой мозаики или самостоятельно фантазировать над рисунком.

Занятие позволяет ребенку максимально раскрыть свои способности в процессе познании, развитии необходимых для жизни знаний, умений, навыков.

Основные направления работы: развитие сенсорного опыта (тактильного, зрительного, слухового) у детей, формирование навыков и умений практической жизни (самообслуживание), формирование элементарных математических представлений, развитие речи, обучение детей работать в группе.

Занятия проводятся в разновозрастной группе, состоящей из четырех человек в специально оборудованном кабинете.

 

Игра для ребенка – особый вид деятельности, в основе которой лежит осознание и познание окружающих предметов и мира человеческих отношений. На занятиях дети учатся подбирать игрушки для своих игр, выполнять игровые действия, использовать в игре предметы-заместители, брать на себя определенную роль и действовать в соответствии с ней, выполнять роли в совместной со сверстниками игре. В процессе работы по развитию игровой деятельности у детей формируются элементарные трудовые умения, навыки поведения в коллективе, в семье, общественных местах, происходит развитие речи и моторики, мышления и внимания.

Индивидуальные занятия с психологом, направлены на коррекцию особенностей поведения ребенка, его эмоциональной сферы, развитие самосознания и повышение уверенности в себе.

Благодаря индивидуально подобранной программе дети научаются выражать свои чувства и переживания доступными средствами, приобретают навыки саморегуляции, самоорганизации.

Родители также в различной степени включаются психологом в коррекционный процесс, что является необходимым условием для закрепления позитивных изменений.

Занятие проводится индивидуально с детьми первого года жизни. Назначается с целью обогащения сенсорной сферы малыша. Также помогает снизить проявления гиперостезии (повышенной чувствительности к различным раздражителям).

На занятии используются различные тактильные стимулы (щетки, ткани разных фактур, сухие «бассейны», емкости с крупами и т.д.); слуховые стимулы (погремушки, шумовые коробочки, колокольчики и т.д.); зрительные стимулы (яркие предметы, световолоконная оптика, зеркальные шары и т.д.). Для развития кожно-кинестетических ощущений очень эффективны разнообразные раскачивания на мячах, качелях, упражнения в бассейне с шарами и т.д.

 

Лечебная физкультура (ЛФК) — совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, основанных на использовании физических упражнений, специально подобранных и методически разработанных. Это один из важнейших элементов современного комплексного лечения. Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности. ЛФК лежит в основе восстановления двигательных нарушений при ДЦП. В центре «Тонус» применяются комплексы ЛФК, специально разработанные для детей с поражениями нервной системы, а так же уникальные, известные во всем мире системы физической реабилитации.

Лечебный массаж оказывает непосредственное влияние на рецепторы, расположенные на поверхности человеческого тела, и на более глубокие структуры (мышцы, сосуды, внутренние органы).

Правильно подобранная техника способствует усилению кровообращения и оттока лимфы из внутренних органов и тканей, стимулирует выброс в кровь биологически активных веществ, повышающих защитные силы организма. Очень важное действие лечебного массажа — нормализация мышечного тонуса (т.е. при применении различных техник повышенный тонус снижается, а пониженный повышается).

Понижение мышечного тонуса для детей со спастической формой ДЦП означает освобождение мышц конечностей для дальнейших тренировок.

Костюм «Адели» представляет собой силовую систему, состоящую из опорных элементов, расположенных в плечевой и поясничной областях, области голеностопных и коленных суставов (жилет, шорты, наколенники) и эластичных тяг, регулируемых по силе натяжения и направлениям их положения (резиновые элементы различной длины и диаметра).

Система тяг напоминает расположение основных мышц-антагонистов, а также мышц, участвующих в ротационных движениях. При натяжении всех эластичных тяг возможно создание регулируемой вертикальной осевой нагрузки на тело в пределах от 0 до 40 кг. Симметричное изменение натяжения эластичных тяг не приводит к изменению положения частей тела относительно друг друга, в то время как выборочное изменение их натяжения производит специфическое действие на группы мышц, что дает возможность управлять эффектом воздействия костюма на больной организм.

При выполнении комплексов упражнений в костюме «Адели» происходит усиление и нормализация афферентного потока с мышечно-суставного аппарата, что приводит к стимуляции структур головного мозга, нормализации эфферентного потока, а, следовательно, формированию правильных двигательных образцов.

Применяя лечебный комбинезон «Гравистат» мы воздействуем на мозговые структуры функциональной системы антигравитации скорригированной проприоцептивной импульсацией, возникающей при выполнении пациентом произвольных движений в устройстве «Гравистат».

Устройство обеспечивает дозированную осевую нагрузку, имитирующую действие увеличенной силы земного притяжения, и коррекцию положения отдельных сегментов двигательного аппарата. Применение реклинатора позволяет снизить тонус больших грудных мышц, что приводит к устранению патологического рефлекторного влияния на мускулатуру плечевого и тазового пояса. Устройство «Гравистат» состоит из установочно-базовых элементов, цепей осевых нагрузочных эластичных тяг, элементов крепления и дополнительных ротационно-корригирующих тяг.

Больной в устройстве «Гравистат» должен все время двигаться: заниматься ЛФК, ходить, играть в мяч, в другие подвижные игры, производить различные движения руками, лучше всего бытового характера (одевание, причесывание, самостоятельная еда с использованием ложки, вилки и т.д., если он страдает дизартрией – говорить и пр.)

Метод разработан Лабораторией физической культуры и спорта детей-инвалидов Всероссийского НИИ физической культуры.

Он включает специальные комплексы упражнений, а также специальное оборудование: «Тренажер Гросса», велоэргометр, беговую дорожку, степпер, гребной тренажер, батут, набор ступенек. В основу метода положены принципы, методы и средства спортивной тренировки, адаптированные к детям-инвалидам. За счет фиксации ребенка с помощью специальных тяг и фиксирующих устройств метод уменьшает вес занимающегося на 50 кг и позволяет поддерживать вертикальное положение тела, передвигаться и выполнять комплексы упражнений для тренировки вестибулярного аппарата, пространственного восприятия, локомоции.

Метод относится к активным формам ЛФК, значительно расширяет функциональные возможности больного и способствует стимуляции резервных возможностей организма. Основное преимущество метода в том, что его можно применять при различных формах ДЦП, в любом возрасте, в том числе у детей, которые не удерживают вертикальное положение.

Эта методика позволяет осуществлять коррекцию коммуникативной, эмоциональной и двигательной сфер с использованием движений, музыки, совместных действий партнеров.

В процессе занятия используются упражнения для познания собственного тела, упражнения помогающие повысить уверенность в себе, испытать чувство безопасности в окружении, облегчающие установление контактов и совместной деятельности с партнером и группой. При выполнении упражнений ребенком совместно с матерью осуществляется коррекция детско-материнских отношений, т.к. упражнения предполагают близкий физический контакт матери и ребенка.

Боббат-терапия относится к методам активной кинезотерапии, разработана Карелом и Бертой Боббат и успешно применяется во всем мире с 40-х годов прошлого столетия. В основе метода лежат нейрофизиологические механизмы нормального развития детей и патологические механизмы изменений в области двигательной сферы.

При применении данной методики необходимо придерживаться определенных правил:

1. Подавление тонических рефлексов и патологических образцов движений путем использования различных положений отдельных частей тела или позы всего тела, которые действуют как ингибиторы на абнормальную моторику и мышечный тонус. Эта часть Бобат-терапии называется «лечение положением».

Средством осуществления методики «лечение положением» являются:

а) укладки расслабляющие;

б) укладки корригирующие;

в) системы специальных поз-упражнений для подавления тонических рефлексов.

2. Развитие нормальных автоматических и волевых движений на основе рефлекторно-ингибирующих поз. Признаком достаточного подавления патологического влияния тонических рефлексов и умения управлять спастичностью являются:

а) оказание активного сопротивления пассивным движениям без выраженного нарастания спастики;

б) ощущение кинезотерапевтом легкости конечности при пассивном поддержании проксимального отдела конечности и активном передвижении дистального;

в) возможность самостоятельно задержаться в соответствующей позе на короткое время. С этого момента возможно обучение основным образцам движений (повороты, присаживание, ползание и т.д.).

3. Переобучение нормальным образцам движения путем связывания физических упражнений с нормальными сенсорными восприятиями. Ведущую роль играет проприоцептивная чувствительность, а также тактильная стимуляция, ощущение положения в пространстве своего тела и отдельных его частей.

Терапия музыкой, является в классическом варианте одним из направлений арттерапии (К.Юнг) и в рамках центра в системе реабилитации детей применяется для оказания помощи:

младенцам от 5 до 12 месяцев (в диаде мать-дитя);

детям с множественными нарушениями развития и их родителям.

Программы занятий разработаны на основе мировых исследований, подтверждающих благотворное влияние музыки на регуляцию процессов возбуждения и торможения в нервной системе человека. Немаловажным для специалистов является понимание уникальной особенности детской психики — эмоциональной восприимчивости, на основе которой посредством музыкального творчества становится возможным создание мотивации ребенка к социальному контакту.

Благодаря данным занятиям активно обогащается сенсорная сфера, улучшается общее самочувствие, появляется потребность к самовыражению.

Доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, чаще вырастают уверенными и успешными взрослыми.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Занятия усиливают желание ребенка познавать мир, ненавязчиво тренируют мелкую моторику руки, активизируют пространственное воображение и творческий потенциал, в то же время песок поглощает негативную психическую энергию и стабилизирует эмоциональное состояние.

 

Портэдж – это система раннего обучения детей с особенностями психофизического развития, которая уже достаточно давно и успешно используется специалистами во многих странах Европы. Методика позволяет почти при любых нарушениях добиться успеха, охватывает весь дошкольный возраст от младенчества до 6 лет и требует активного участия родителей в обучении своего ребенка, что обеспечивает непрерывность в работе. Система рассчитана на работу родителей с собственными детьми при поддержке педагога. Важным аспектом данной методики является система мелких шагов и система поощрения ребенка. Для занятий необходимы пособия и материалы для детей разного возраста (различного рода игрушки, дидактические игры, предметы быта и т.д.). Задания строго систематизированы, даются детям от простого к сложному. Варьируются способы помощи, которая оказывается ребенку. Педагог выполняет задание с ребенком, а далее родители добиваются правильного выполнения ребенком этого задания. После того, как ребенок обучился выполнению одного задания, ему предлагается другое. . Система эффективна, как для индивидуальной работы с ребенком, так и для групповых занятий, что позволяет оказать помощь большему количеству детей. Портэдж применяется для работы с детьми с различной степенью тяжести заболевания: от минимальных двигательных и психических нарушений до очень тяжелых поражений нервной системы.

Групповое занятие для детей старшего возраста с различными нарушениями развития, направленное на гармонизацию психоэмоцинальной сферы, снижение тревожности, возбудимости.

Использование разнообразного релаксационного материала — обертоны Нортона, элементы цвето- и музыкотерапии, джорнеллинг, позволяет детям с ограниченными возможностями познакомиться с простыми приемами расслабления и достигать эффекта расслабления. Занятия проводятся в сенсорной комнате, оборудованной светотехническими приборами, магнитофоном, специально подобранным музыкальным материалом.

Предлагаемые программы составляются психологом совместно с дефектологом с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Групповые занятия для детей старше 3-х лет (в группе 4 человека).

Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) имеет для ребенка большое значение: малыш получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку.

Благодаря данным занятиям у детей развивается эстетическое восприятие, ориентировка на листе бумаги, образные представления, воображение, формируются графические навыки. Занятие «Продуктивная деятельность» доставляет детям радость, создает положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества.

Групповое занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которое позволяет корректировать поведение малыша и снимает эмоциональное напряжение.

В такой гимнастике используются полезные игры для детей, которые снимают агрессию, тревожность, напряжение, учат малышей саморегуляции.

Ваш ребенок не переносит прикосновение некоторых тканей, текстур, звуков, таких действий как езда, качание на качелях, у него недостаточно развито ощущение собственного тела или, наоборот, у него повышенная активность, или он испытывает страх в управлении равновесием. В таких случаях рекомендуется занятие СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. Она дает детям уверенность в движениях собственного тела и его частей, знание схемы тела, ощущение самого себя в пространстве.

Групповое занятие для детей школьного и подросткового возраста.

Сочиняя и проигрывая собственные сказки, ребенок и окружающие узнают о внутреннем мире автора, о жизненно важных явлениях, происходящих в его жизни.

Сказки позволяют реконструировать психотравмирующую ситуацию и проиграть ее в образах, тем самым прожить ее в символической форме. Они дают возможность проиграть различные варианты решения проблемы и найти приемлемый для себя способ решения. Сказки позволяют формировать ценности и учить сопереживать, они вовлекают в совместную деятельность и учат общаться, и многому другому….

Групповое занятие для детей раннего возраста, проводится совместно с родителями.

Оно направлено на гармонизацию отношений в диаде «мать и дитя», формирование чувства безопасности у ребенка. Отношения между мамой и ребенком выстраиваются через тактильный и эмоциональный контакт.

Занятие рекомендовано детям тревожным, беспокойным, детям с тяжелыми нарушениями для обогащения сенсорного и эмоционального опыта.

Методика описана детским неврологом Вацлавом Войта. Эмперическим путем, исходя из известных рефлексов, он открыл метод лечения «рефлексную локомоцию». Методика направлена на стимуляцию психомоторного развития, отработку правильных образцов движений и ликвидацию патологических синергий.

Показания для терапии Войта:

умеренно выраженные и выраженные церебральные нарушения;

повреждения плечевого сплетения в родах;

вентрикуломегалия, гидроцефалия (после устранения блоков);

мышечная и неврогенная кривошея;

артрогрипоз;

врожденный сколиоз;

миопатия;

ДЦП;

травмы позвоночника;

последствие воспалительного поражения переферической нервной системы;

врожденная дисплазия тазобедренных суставов;

деформация стоп;

задержка психомоторного развития;

минимальная церебральная дисфункция.

Исходя из представлений о важности сенсорного потока в регуляции движений и поддержании нормального мышечного тонуса необходимо уделять наибольшее внимание коррекции афферентного потока. Терапия Войта – это метод массивной стимуляции головного мозга проприоцептивной импульсацией, получаемой при жестко зафиксированном положении ребенка с одновременным воздействием на точки освобождения движения. Войта выделяет 7 провокационных двигательных реакций, которые повторяют постуральные реакции, начиная с периода новорожденности.

Терапия Войта делается 4 – 5 раз в день по 5 – 10 минут родителями или специалистами.

На занятиях ребенок осваивает:

уровень пространства собственного тела,

уровень расположения внешних объектов по отношению к собственному телу,

понимание взаимоотношений внешних объектов между собой,

формирование числовых (порядковых) и временных представлений.

Занятие развивает:

вербальный анализ и логическое мышление,

ориентировку во временных представлениях,

навыки самостоятельной творческой работы,

расширяет словарный запас и уровень общей осведомленности ребенка.